Тату чикано. Татуировки в стиле чикано. Chicano tattoo.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

Чикано – так полупрезрительно в прошлом англо–американцы именовали своих южных испаноговорящих соседей – мексиканцев, по большей части перенявших европейскую культуру и язык индейцев Центральной Америки, или людей, имеющих смешанную кровь от браков европейцев, индейцев и негров. Собственно и само прозвище происходит от сокращенного и искаженного испанского слова «месикано» («мексиканец»). Значительное число бывших мексиканцев оказалось на территории США, когда в результате Американо-мексиканской войны 1846 – 48 гг., у Мексики были отняты обширные земли. И все последующие годы, спасаясь от нищеты и голода, в США перебралось немало семей из Латинской Америки. Как бы то ни было, сейчас термин «чикано» вполне употребляем, для обозначения населения Юго-Западных территорий США, имеющего латиноамериканские корни. Подобное же название закрепилось и за стилем татуировок, появившимся и развившимся в латиноамериканской среде.
В отличие от других стилей, стиль тату «чикано» является относительно новым. В искусстве нательной живописи он впервые заявил о себе в Калифорнии, приблизительно в середине 50 – х годов 20 века. Так как стиль татуировки «чикано» ведет свое начало от традиционных татуировок заключенных в тюрьмы США правонарушителей латиноамериканского происхождения, имевших довольно ограниченный материал для их нанесения – только иглу и чернила, классическим исполнением данного вида татуировок считается стиль «Блэк – энд – Грэй» («Черный и Серый») – то есть используются различные оттенки темного цвета, где огромное количество оттенков серого достигаются добавлением воды в разных пропорциях.
Татуировки в стиле «чикано» долгое время считались указанием на уголовное прошлое их носителей – что человек, их имеющий, отбывал наказание в тюрьме за преступления, и, возможно, продолжает состоять в преступной банде. Исходя из преступных наклонностей подобных людей, а так же условий, в которых они оказывались, первоначально темы, к которым они обращались, не изобиловали разнообразием. Но затем, когда стиль «чикано» начал постепенно отдаляться от преступной среды, и становиться одним из направлений искусства татуировки, он обогатился новыми сюжетами, не связанными с тюремной знаковой системой. Сейчас этот легкоузнаваемый графический стиль имеет большую популярность среди молодежи, и не только у латиноамериканской, и уже никто не рассматривает человека, носящего такую татуировку, как опасного гангстера.
А теперь следует рассмотреть наиболее популярные мотивы, использующиеся в татуировках «чикано».

Значение религиозных символов в тату чикано.

Тату чикано. Дева Мария с младенцем. Тату чикано. Дева Мария с Иисусом. Тату чикано. Иисус.

Одной из самых популярных тем «чикано» остается тема, связанная с религией. Латиноамериканцы всегда отличались своей набожностью – истовая вера помогала им преодолевать тяготы жизни, стойко переносить удары судьбы, и надеяться на чудо. Возможно, высокое религиозное чувство объясняется горячим темпераментом, доставшимся им от их предков – испанских и португальских конкистадоров, безрассудно бросившихся на покорение неизведанных заокеанских земель, и которые несли не только меч, но и крест, распространяя свет христианского учения среди язычников. Тем не менее, как мы увидим далее, дохристианские верования у мексиканцев стали частью религиозных обрядов, что тоже нашло свое отражение в татуировках.
Нелегкая, полная лишений жизнь в нищих селах и городских районах для бедняков, толкала некоторых чикано на преступления, но от этого они не становились менее верующими людьми. В тюрьмах, часто лишенные возможность посещать церковь, или иметь изображение чтимых ими святых, заключенные – чикано наносили их образы на свои тела. Это были своего рода обереги, которые пожизненно сопровождали их носителя, и гарантировали ему небесное заступничество. Среди татуировок подобного рода можно встретить изображение Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и различных святых – тех, кому в силу своего характера владелец придавал наибольшее значение, а также ангелов, изображения распятий и крестов различной формы и другие религиозные символы. Христа, например, может символизировать изображение истекающего кровью сердца, опутанного колючим терновым венцом с розами. Наличие подобных татуировок должно было указывать на богобоязненность их владельца и надежду на покровительство святых подвижников, как в земных делах, так и их заступничество перед лицом Господа во время Страшного Суда.

Тату чикано. Руки сложенные в молитве с чётками. Тату чикано. Дева Мария с сердцем опутанного колючим терновым венцом символизирующего Христа.  Тату чикано. Крест, розы и памятная надпись.

Значение изображение смерти, скелетов, черепов в татуировках чикано.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

К татуировкам, связанным с религиозными представлениями, можно отнести и довольно мрачные по своему содержанию образы (так их воспринимают те, кто мало знаком с мексиканской культурой) – классическое изображение Смерти, скелетов, черепов и костей. Это, с одной стороны, восходит к средневековым европейским философским воззрениям о тщете всего сущего, равенстве всех людей перед лицом Господа и воздаянию за дела земные на Высшем Суде, а также вере в будущее воскрешение из мертвых. С другой стороны, здесь просматриваются черты языческого культа предков. Для верующих чикано, смерть – это лишь переход в другой мир, которого чистому душой не следует бояться. Но этот иной мир тесно связан, по их представлениям, с миром живых, и умершие не только могут находиться по обе стороны существования, но и оказывать помощь или вредить своим близким. Поэтому к мертвым нужно относиться с подобающим почтением. В Мексике существует праздник, посвященный памяти умерших – День Мёртвых, во время которого посещаются кладбища, проводятся шествия ряженных с раскрашенными в виде черепов лицами, выставляются куклы в виде веселых скелетов, пляшущих и играющих на музыкальных инструментах. В этот день все угощаются лакомствами в виде черепов и скелетов из сахара, пирожными в форме гробов и прочее… Это мало похоже на день скорби, а больше напоминает веселый карнавал, в котором происходит общение живых с душами предков.
Так что татуировки с атрибутами смерти чаще всего не несут угрожающий для окружающих людей смысл, это лишь постоянное напоминание их владельцам о скоротечности жизни и необходимости покаяния за дурные поступки, перед лицом неизбежного Господнего Суда.
Именно с празднованием Дня Мёртвых, который отмечается в Мексике и среди чикано США первого и второго ноября (в первый день поминают умерших детей, на второй – почивших взрослых), и с его неизменным атрибутом – черепом (по испански он называется «калавера») связана татуировка мертвой главы, лишенной покровов. Череп, как самая прочная часть скелета и вместилище разума несёт в себе смысл стойкости, прочности и веру в возрождение из мертвых. Из-за то го, что в празднике Дня Мёртвых используются сладкие лакомства в форме черепов и скелетов, «калавера» часто называют «Сахарный череп». Так как подобные вызывающие изображения, в целом укладываются в нигилистические представления молодежных течений всего мира, татуировка «калавера» очень популярна. Другими символами смерти, часто сопровождающими изображение черепа, являются змея, ворон и могильный крест.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

Значение татуировки «Санта Муэрте».

Тату чикано. Санта Муэрте. Тату чикано. Санта Муэрте. Тату чикано. Санта Муэрте.

Но, пожалуй, самым впечатляющим образом, связанным с культом умерших, является татуировка, называемая «Санта Муэрте» - «Святая Смерть» - яркая визитная карточка стиля «чикано», которая сразу приковывает к себе внимание, Несмотря на приставку «святая», вы не найдете среди святых женщин, почитаемых католической церковью, этого персонажа. Прообразом «Санта Муэрте» стала языческая богиня смерти у индейцев – ацтеков - Миктлансиуатль, поэтому отношение церкви к тем, кто придерживается этого религиозного культа, не всегда положительное, хотя и не вызывает сильного отторжения, в связи со схожестью представлений о неизбежности смерти и расплаты за грехи. Первоначально татуировки с «Санта Муэрте» пользовались большим спросом у членов уличных банд в США, состоящих из выходцев стран Латинской Америки, в первую очередь, Мексики. Поэтому, как культ «Санта Муэрте», так и татуировку, следует считать чисто мексиканским явлением. У гангстеров эта татуировка считалась могущественным оберегом, способным оберегать её владельца от смерти и тяжелых ранений. У людей, не связанных с преступным миром, «Санта Муэрте» вполне доброжелательный дух, защищающий от болезней и помогающий в любовных делах, и если и несущий смерть, то смерть легкую, без мучений. По легенде, бытующей в Мексике (легенда, видимо, возникла еще в дохристианские времена), первоначально Смерть была простой земной девушкой. Люди тогда были бессмертными, и их число постоянно прибывало. Старясь, мучаясь от болезней, испытывая нехватку еды, жилья и одежды, люди обратились к Господу с мольбой забрать у них дар бессмертия. Господь выбрал среди них самую красивую, добрую и справедливую девушку и сделал её Смертью. Поэтому «Санта Муэрте» чаще всего изображают в виде прекрасной девушки, сквозь черты лица которой проступают контуры черепа - это лицо умершей, слегка тронутое разложением. Вокруг глаз и в области носа наносятся затемнения, губы зашиты, на лбу и подбородке иногда рисуется паутина, а волосы вставлена роза. Так же на лице показаны традиционные мексиканские орнаменты. Впрочем, встречаются и более традиционные изображения смерти в её мексиканском воплощении – женский скелет в алом платье, с косой, весами или шаром (последний символизирует Земной Шар). Смерть всесильна, и все равны перед ней – и сильные мира сего, и последние бедняки. Власть над миром живых символизирует корона на черепе Смерти. Считается, что только латиноамериканские татуировщики являются истинными мастерами татуировок «Санта Муэрте», так как они верят в то, что создают своими руками, однако и мастера татуировок из других стран могут создать великолепное творение, имя которому «Святая Благожелательная Смерть».

Тату чикано. Санта Муэрте. Тату чикано. Санта Муэрте. Тату чикано. Санта Муэрте.

Девушки в татуировках чикано.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

Завершая тему об изображениях женщин в татуировках стиля «чикано», следует вновь вернуться к первоистокам этого стиля. Естественно, как и в других подобных случаях с заключенными в других странах мира, или мужчинами, выполняющими свою работу вдали от населенных мест – моряками, искателями или военными, общение с прекрасным полом либо сильно ограничено, либо отсутствует вообще. Отсюда возникало стремление иметь хотя бы изображение той женщины, какую мужчина хотел бы встретить после испытаний, выпавших на его долю. Если американские военные летчики рисовали на своих самолетах девушек в стиле «Пин Ап», то заключенные – латиноамериканцы запечатлевали свои мечты на коже. Если Дева Мария и другие святые – великомученицы изображались на татуировках исходя из строгого церковного канона, также как и «Санта Муэрте» имеет вполне сложившуюся иконографию, то в изображении других женщин допускаются различные вольности. Это могут быть портреты кинозвезд, любимых женщин, просто красивые идеализированные изображения. Девушки могут быть показанными с оружием, могут носить элементы народного костюма и на их лица могут быть нанесены национальные узоры. Чаще всего эти красавицы имеют ярко выраженные латиноамериканские черты лица.

Значения азартных чикано тату.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

Какой – то период времени (в последней четверти 20 века) среди татуировок в стиле «чикано» были популярны сюжеты, связанные с повседневной деятельностью их носителей в преступных сообществах, указывающие их место в уголовной иерархии, специализацию или на общее представление об удаче и жизненных приоритетах. Это были изображения денег – как символа богатства и процветания, чаще всего оформляемых в форме лепестков розы или других цветов, оружия, карт, игральных костей, биллиардного шара с «восьмеркой» приносящей удачу и пр. Также часто изображались клоуны и смеющиеся маски, как символ легкого, беззаботного отношения к жизни. Владелец такой татуировки подчеркивал таким образом, что он никогда не станет унывать от свалившегося на него несчастья, всегда найдет выход из скверного положения, и посмеется над недругом. Естественно, многие из этих татуировок имели определенный смысл для посвященных людей: в них отражалась стойкость в вере, исповедуемые принципы, верность своей группировке и многое другое.

Тату чикано. Тату чикано. Тату чикано.

Надписи и даты в тату чикано.

Тату чикано. Надписи. Тату чикано. Надписи. Тату чикано. Надписи.

Кроме рисунков, одной из особенностей стиля «чикано» являются различные надписи и памятные даты. Испанцы, покорявшие в старину Америку, несли различные девизы и даты на своих знаменах и щитах, а их далекие потомки, не растерявшие дух авантюризма своих предков, стали украшать ими свою кожу. Таким образом, на заре появления стиля «чикано», члены банд указывали на свои жизненные принципы, испрашивали Божественного покровительства, клялись в верности и в соблюдении каких – либо традиций или неписанных законов своей группировки. Наличие подобных татуировок могло внушать чувство уверенности, поддерживать и вдохновлять людей, оказавшихся в тяжелом положении, напоминать о долге. «Давши слово – держись!» - утверждает поговорка, а запечатленное, демонстрируемое всем окружающим слово - вдвойне обязывает. Датами же обозначали важные события из жизни – женитьбу, рождение детей, смерть близких, вхождение в бандитскую группировку и прочее. Как и в традициях других народов, на коже писались имена любимых и детей, а также название местности, где произошло событие, имеющее особое значение для владельца тату.

Тату чикано. Надписи. Тату чикано. Надписи.

Если задаться вопросом: «Чем же отличается стиль «чикано» от остальных стилей татуировок, для того, чтобы отдать ему предпочтение?», то на этот вопрос ответ найдется не сразу. Первое, что приходит на ум – это техника исполнения, и некоторые сюжеты, характерные для мировоззрения и мифотворчества латиноамериканцев. Несомненно, на стиль наложило свой отпечаток народное мексиканское искусство, впитавшее как европейские, так и индейские мотивы. Для большей четкости и выразительности изображения традиционно используется минимум цветов, черный и различные оттенки серого, иногда к ним добавляют красный и, ненавязчиво, другие цвета – но не создают пестрых аляповатых картинок. Все линии изящны и тонки, контуры аккуратно очерчены, тени плавно перетекают в различные оттенки, создавая объем изображения. Татуировки в стиле «чикано» смотрятся вполне экзотично и элегантно, а учитывая некоторую потустороннюю мрачность отдельных сюжетов – таинственно и впечатляюще. Сейчас этот стиль становится наиболее популярным в мире, чему немало поспособствовали талантливые латиноамериканские рисовальщики, дальнейшие разработчики стиля и его популяризаторы, вложившие в татуировки не только свое мастерство, но и искреннюю веру в сверхъестественные способности создаваемых ими шедевров.

Скачать тату шрифты чикано можно здесь