Демоны и призраки в японской татуировке.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
« назад | дальше »

Татуировка, где  изображен Ондэко – мэн Современные молодые японцы, видимо, под влиянием западноевропейской традиции, часто отдают предпочтение татуировкам несколько негативного и вызывающего характера. Но если в субкультурах западной молодежи присутствует элемент сатанизма и некромантии в его христианском значении, то японцы придерживаются своих традиционных верований в демонические существа, которые широко представлены в буддизме, синто и в народных сказках и поверьях.
Они — в японской мифологии так называют злобных человекообразных чудовищ, похожих на христианских чертей и бесов. Они имеют красную, синюю, зеленую или черную кожу, увенчаны рогами, а из их пасти торчат огромные клыки. Они питаются человеческим мясом, и в бою их трудно убить, так как отрубленные части тела вновь прирастают на место.
Существует поверье, что плохой человек может превратиться в демона – Они. Особенно часто в сказках в подобных чудовищ превращаются ревнивые и сварливые жены, у которых на голове отрастают рога.
В Японии, 3 февраля, проводится церемония по изгнанию бесов – Они в Дзигоку (в Ад). В праздник Сэцубун японцы бросают сою за порог своих домов (считается, что Они ненавидят сою) и кричат: «Они уходят! Благословения приходят!». Они символизируют болезни и неудачи, от которых следует избавляться. В праздничных гуляниях принимают участие актеры в страшных масках демонов – Они. В театрализованных постановках Они побеждаются героями, либо утаскивают, как служители бога смерти, грешников в ад.
Если говорить о татуировках, то здесь Они несут охранительную функцию. В некоторых легендах эти демоны служат защитниками достойных людей, и наказывают плохих. Так, например, если касаться якудза, подобные татуировки делают те, кто осуществляют убийства неугодных якудза людей, или занимаются выбиванием долгов.

Радзин – бог грома.

Японская татуировка - Радзин – бог грома. В японском фольклоре существует множество разновидностей демонов, и, иногда, довольно сложно сказать, какого именно демона изображает та или иная татуировка. Тем не менее, некоторые поддаются идентификации.
Радзин – бог грома. Очень часто упоминается с богом ветра Фудзином. Изображается в виде свирепого рогатого демона, часто рвущего зубами свиток. Тем не менее, это положительное божество, защитник буддийской веры.

Ондэко – мэн.

Ондэко – мэн. Его также называют Они-дайко («демон, танцующий под барабан»). Он изображается танцующим демонический танец, аккомпанируя себе на барабанах. Узнать этого демона можно по круглым монам (знакам) с изображением трёх запятых, символизирующих «небо – землю – человека» или сохранение равенства инь и ян. Танцоры – барабанщики в костюме и в масках, изображающих этого демона, часто выступают на различных японских праздниках. Ритуальный танец призван способствовать плодородию земли, урожаю и процветанию. По – видимому, существует связь между этим демоном и Радзином, и Ондэко – мэн может быть одной из форм этого божества грома.

Ондэко – мэн. Художник Джек Мошер. Татуировка, где  изображен Ондэко – мэн.
Показан эскиз Джека Мошера. Также татуировка где изображен Ондэко – мэн.

Значение татуировки Маска Ханья.

Татуировка Маска Ханья Ханья или Ханнья – в японском фольклоре безобразный рогатый и клыкастый демон, в которого превратилась мстительная и ревнивая женщина. Этот персонаж используется в некоторых пьесах японского театра Но. Маска Ханья также применяется в празднествах и синтоистских обрядах, символизируя порок. Очень часто изображается на татуировках, но явно не в отрицательном значении. Существует версия, что образ этого демона позаимствован из тибетской культуры, откуда идут истоки многих японских мифологических существ. На Тибете это был страж – охранитель буддизма, а «ханнья» обозначает тоже самое, что и «прана» - «мудрость». Часто вместе с маской Ханья изображают цветы сакуры, змею и колокол.

Якша.

Якша – этот демон был позаимствован японцами из индуистской мифологии. Там они были прекрасными полубожественными существами, родившиеся из стопы Брахмы вместе с демонами – рикшасами, но, в отличие от первых, были слугами богов. Тем не менее, для людей они часто были опасными. Якшини, женские разновидности якша, пили кровь детей и ели человеческое мясо. У японцев якша стал вампиром – людоедом, в которого превращаются люди, заслужившие кару богов. С другой стороны якша может быть безобидным «лешим» - «Хозяином леса».

Татуировка с демоном Якша. Татуировка с демоном Якша.
На этих татуировках якша показаны в виде кровожадных духов, несущих отрубленные головы.

Рокурокуби.

Рокурокуби — это демоны из японского фольклора. Днем они выглядят обычными людьми, но по ночам вытягивают свои шеи на невероятную длину. Подобно демонам – Они рокурокуби способны менять свою внешность, для того, чтобы пугать людей. Эти существа притворяются человеком, и в дневное время их невозможно разоблачить. В сказках они, в виде прекрасных женщин даже выходят замуж, и только по ночам проявляют свою демоническую суть. Считается, что в рокурокуби иногда превращаются те, кто в прошлые жизни нарушал буддийские заповеди. Подобные демоны не только пугают, но и поедают людей или пьют их кровь. Чаще всего их жертвами становятся богохульники и преступники.

Татуировка с изображением демона Рокурокуби Татуировка с изображением демона Рокурокуби.
Татуировка с изображением демона Рокурокуби.

Японские демоны лисы. Кицунэ.

Кицунэ. Образ лисицы – оборотня проник в японский фольклор из Китая, где сложился в глубокой древности. В Китае этих существ называют хули – цзин, а в Корее – кумихо. В японском фольклоре кицунэ — это разновидность ёкая (демонического существа). Кицунэ обладают умом и знаниями, и могут жить очень долго. Хвост у этого оборотня является необходимым атрибутом для создания иллюзий, и чем старше и сильнее лиса, тем больше она имеет хвостов. Их число может доходить до девяти.
Согласно сказаниям, эти животные обладают магическими способностями и способны превращаться в человека – обычно они принимают облик обольстительных красавиц, но могут принимать облик стариков. Эти способности они чаще всего используют для обмана людей, и, подобно вампирам, питаются человеческой жизненной и духовной силой. Они также способны вселяться в чужие тела и создавать иллюзии, неотличимые от действительности. Тем не менее, кицунэ часто совершают добрые поступки, и, в отличии от китайской и корейской традиции, не являются злыми демонами – людоедами.
В религии синто кицунэ являются посланниками бога рисовых полей и предпринимательства Инари, который и сам изображается в виде лисы. При смешении мифологии синто с буддизмом, лиса получила, в соответствии с китайскими представлениями, демонические функции, но в целом, в буддийской традиции, лиса – оборотень имеет положительную функцию, как атрибут бога Дакини.
В татуировках может обозначать ловкость, остроту ума, возможность находить выход в, казалось бы, безвыходных положениях. Кроме того, татуировка дает возможность очаровывать людей и внушать любовь, как это делает кицунэ в сказках.

Японская татуировка демона лисы. Кицунэ. На фотографии кицунэ показан в облике злого демона - людоеда, что больше соответствует корейской традиции. Тем не менее, здесь он выступает в качестве буддийского стража - охранителя, и держит в зубах четки с черепами богоотступников, так что татуировку не следует рассматривать как указание на агрессивность её владельца - это больше указание на крепость религиозных убеждений и просьба оградить от бед и врагов.

Бакэнэко - «кошка-монстр».

Японская татуировка Бакэнэко. Бакэнэко (яп. «кошка-монстр»).
Кроме кицунэ (лисы – оборотни) и тануки (оборотни в виде енотовидных собак), в японском фольклоре имеется еще одна разновидность оборотней – кошки, которые могут превращаться в людей. Обычной кошке, чтобы превратиться в оборотня требовалось достигнуть определенного возраста или размера. Самые сильные бэкэнэко имеют раздвоенный хвост и называются нэкомата. Как и к другим представителям нечистой силы, к кошкам – оборотням в Японии двойственное отношение. С одной стороны, они могли помогать людям своим волшебством, о чем говорится во многих японских сказках и легендах, но с другой существуют примеры, когда этот образ ассоциировался с местью и смертью. По японским народным поверьям, кошка может убить своего хозяина, чтобы принять его облик, либо вселиться в тело умершего (до сих пор японцы стараются не допускать кошек к умершим). Они могут оживлять мертвых, перепрыгнув через него, или поднимать скелеты и манипулировать ими как марионетками. Кошки могут мстить своим обидчикам. В театре Кабуки имеется ряд пьес, в которых участвуют оборотни – кошки, превратившиеся в людей, обычно в женщин. Они либо мстят тем кто их обидел, либо в оборотней вселяются души убитых мужьями жен. Но в целом, отношение к кошкам в Японии положительное, и их любят изображать в сценках, где они копируют поведение людей, и даже в виде монахов.

Тэнгу. Карасу – тэнгу и Ямабуси – тэнгу.

В традиционной японской религии синто существует множество божеств – ками, среди которых шесть удостоены названия «Оками» («Великие ками»). Пять из них Идзанаги, Идзанами, Митикаэси, Сасикуни и богиня солнца Аматэрасу – «амацуками» (небесные ками), а Сарутахико – хранитель дорог, дух перекрестков и устранитель препятствий – «куницуками» (земное божество).Он изображается в виде старика с красным лицом и очень длинным носом. Считается, что образ Сарутахико-но-Оками послужил прообразом демонических существ – тэнгу (по японски буквально «Небесная собака»).
Японцы верили в существование двух разновидностей тэнгу: карасу – тэнгу ( тэнгу – ворон) и ямабуси – тэнгу.

Эскиз татуировки с изображением Карасу – тэнгу. Татуировка с изображением Карасу – тэнгу.

Карасу – тэнгу похожи на птиц – воронов. Это злые существа, которые похищают детей и взрослых, устраивают пожары в домах, и убивают тех, кто намеренно причиняет вред лесу.

Эскиз татуировки с изображением Ямабуси – тэнгу. Татуировка с изображением Ямабуси – тэнгу.

Ямабуси – тэнгу – это существо, больше похожее на человека. Он имеет красное лицо и очень длинный нос, и иногда носит за спиной крылья. Его прозвали ямабуси (так назывались монахи – отшельники, которые выбирали для своего уединения горы), потому что этот тэнгу любит превращаться в подобных монахов. Подобно лешим, они могут подшутить над человеком, с ними встретившимся, и могут даже убить того, кто причиняет вред лесу. Однако в сказках они чаще помогают хорошим людям.

Маски тэнгу Тэнгу изображаются в странных маленьких шапочках – «токин» и имеют веер из перьев или листьев, которым могут вызвать сильный ветер. В Японии очень популярны маски тэнгу, использующиеся в различных празднествах и в спектаклях театра Кабуки. В татуировках японские театральные маски являются дополнительными элементами, указывающими на характер человека, либо служат заменой полного изображения существа, покровительство которого ожидают получить.

Кама-итати.

Японская татуировка с изображением Кама-итати. Кама-итати относится к демонам – ёкай из японского фольклора. В древности у японцев существовало поверье о зловредных вихрях – камаэтати («нападение»). Торияма Сэкиэн, художник, изучавший японскую демонологию, оставивший изображения и описания демонов – ёкай, придал этому сверхъестественному явлению облик трёх ласок с когтями – бритвами, которые кружась в вихре, режут кожу на ногах у встречающихся им на пути людей. Он изменил первоначальное звучание слова на «кама – итати» («серп ласки») – создав каламбур, очень для него типичный. Этих существ изображают в виде крутящейся ласки, лапы которой заканчиваются серповидными лезвиями.

Нурэ–онна - «Водяная женщина».

Японская татуировка с изображением Нурэ–онна.Нурэ–онна («Водяная или мокрая женщина») – один из наиболее древних демонов – ёкай японского фольклора. Это демон с женской головой (часто очень красивой) и телом гигантской змеи, который живет или около реки, или в самой реке. В некоторых легендах она имеет руки с острыми когтями. У нее красивые длинные волосы, которые она любит мыть в реке, круглые блестящие, как у змеи, глаза, острые клыки и длинный, сильный язык – жало, которым она высасывает кровь или жизненную энергию из неосторожных путников. Чтобы не дать предполагаемой жертве уйти, нурэ–онна пускается на хитрость. Она предлагает встреченному человеку подержать своего ребенка, пока она моет волосы, но стоит тому взять его в руки, ребенок прилипает к ним и пригибает человека к земле своей огромной тяжестью. Трудно сказать, что символизируют татуировки с изображением этого демона, возможно, разочарование в любви и сравнение женщин с этим коварным созданием.

Каппа.

Если тэнгу можно счесть своего рода лешими, то японская разновидность водяного называется «каппа» («речное дитя»). Она представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой, и имеет клюв вместо носа. На макушке у каппы имеется блюдце, заполненное водой, которое дает ей огромную силу. Однако она не причиняет вред человеку, хотя и любит шалости. Иногда она даже помогает положительным героям в сказках и легендах.

Эскиз татуировки с изображением Каппы. Татуировка с изображением Каппы.
Каппа.

Джанкуй - «Истребитель демонов».

Джанкуй или Соки - «Истребитель демонов». Призрак, по легендам, защитник китайского императора Хуань-сон. Джан куй покончил жизнь самоубийством, и поэтому сам стал демоном Гуи. Однако он поклялся помогать людям в борьбе со своими злобными собратьями. В Японии этот дух – защитник стал очень популярен, так как он борется с Они. Этого духа всегда изображают в китайской одежде и с мечом, которым он поражает злые силы.

Гравюра с изображением Джанкуя. Татуировка с изображением Джанкуя.
Старинная гравюра и татировка с истребителем демонов - Джанкуем.

Юки-онна - снежная женщина.

Японская татуировка с изображением Юки-онна. Юки-онна (яп.«снежная женщина»). Так в японском фольклоре называют одну из разновидностей ёкай — то есть духов. Её так же могут называть Юки–мусумэ («снежная девушка»), Юкидзёро («снежная блудница»), Юки–омба («снежная бабушка или няня») и многими другими именами. Юки–онна очень популярная фигура в японской литературе, манга и анимэ.
Юки-онна является снежными ночами в облике высокой, красивой женщины с длинными черными волосами и синими губами. Ее нечеловечески бледная или даже прозрачная как лед кожа делает ее частью заснеженного пейзажа. Она иногда носит белое кимоно, но в других легендах её описывают обнаженной. Несмотря на ее удивительную красоту и изящество, её глаза способны вселять ужас. Она словно бы плывет над снегом, не оставляя за собой следов, и в любой момент может превратиться в облако тумана или рассыпаться снежинками. В некоторых легендах говорится, что в Юки–онна превращаются души тех, кто замерз на снегу. Долгое время этого духа считали несомненным злом, убивающих неосторожных путников, но со временем Юки–онна стали придавать более человечные черты. В некоторых произведениях она даже становится женой полюбившегося её человека, и только случайное открытие её сути заставляет Юки–онно навсегда покинуть любимого и своих детей, уйдя в Загробный мир.
Тем не менее, существуют и другие представления об этом призраке. Он может выглядеть как безобразная старуха – ведьма, замораживающая путешественников, или выпивающая из них кровь или жизненную силу.

Эскиз татуировки с изображением Юки-онна. Японская татуировка с изображением Юки-онна.
Эскиз татуировки с изображением Юки-онна. Юки-онна как безобразная старуха – ведьма.

Хацухана – благочестивый призрак.

Японская татуировка с призраком Хацухана. Хацухана или Хацуна – благочестивый призрак. Персонаж пьесы театра Кабуки «Явление чуда в горах Хаконэ, или Месть безногого» («Хаконэ рэйгэн Идзари-но Адаути»). Показана сцена из спектакля, где дух злодейски убитой женщины Хацухана, находясь под ледяными струями водопада, молится будде Амиду, чтобы он излечил её немощного мужа, и тот смог отомстить её убийце. Молитва под водопадом – это был древний японский обычай, не изменившийся и после принятия буддизма. Считалось, что такая молитва имеет особенную силу – человек доказывает свою решимость, самопожертвование и великую веру, и без страха входит в леденящие, хлещущие струи водопада. Образ Хацуханы для тех, кто желает счастья и благополучия для своих близких и родных, и готов идти ради этого на любые жертвы.

Гравюра Утагава Куниёси. Эскиз татуировки с призраком Хацухана.
Показана гравюра Утагава Куниёси и эскиз татуировки на её основе.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
« назад | дальше »